Деменция

Пациенты с деменцией, вследствие таких заболеваний, как болезнь Альцгеймера, страдают от прогрессирующего органического поражения головного мозга.
Для больных, всё более трудным становятся запоминание, мышление, общение с близкими и уход за собой.
Кроме того, деменция может вызывать перепады настроения, и даже изменить личность пациента и его поведение.

Диагноз "деменция" - не исчерпывающая характеристика пациента: от начала до развития грубых когнитивных и поведенческих нарушений деменции потребности пациента и приоритеты помощи ему существенно изменяются.
Это характерно для всех прогрессирующих неврологических заболеваний.

Если пациенты с лёгкой деменцией зачастую справляются с прежней работой по знакомой специальности, то на поздних стадиях, больные полностью зависимы от окружающих.
Часть пациентов прикованы к постели и требуют квалифицированного ухода.

Пациент с деменцией

Личность и уровень образования пациента оказывают влияние на течение болезни лишь в начальных стадиях.
C течением времени, особенности характера утрачиваются.

Термин "нейрокогнитивные расстройства" (НКР) обозначает группу состояний, которая соотносится с разделом DSM-IV "Деменция, Делирий, Амнестическое и другие когнитивные расстройства", она включает делирий и синдромы большого и малого НКР с их этиологическими подтипами.

Подтипами большого и малого НКР являются:

  • НКР, вызванное болезнью Альцгеймера;
  • сосудистое НКР;
  • НКР, вызванное болезнью диффузных телец Леви;
  • НКР, вызванное болезнью Паркинсона;
  • НКР, вызванное фронтотемпоральной деменцией;
  • НКР, вызванное травматическим повреждением головного мозга;
  • НКР, вызванное ВИЧ-инфекцией;
  • НКР, вызванное действием лекарственных или наркотических веществ;
  • НКР, вызванное болезнью Гентингтона;
  • НКР, вызванное прионным заболеванием;
  • НКР, вызванное другими заболеваниями;
  • НКР вследствие действия нескольких причин и
  • неуточнённое НКР.

Группа НКР включает состояния с преобладанием в клинике когнитивных нарушений, в большей степени приобретённых, а не связанных с нарушениями развития. Несмотря на то, что когнитивные нарушения встречаются при многих, если не при всех психических заболеваниях (таких как шизофрения, биполярные расстройства), в группу НКР включаются только те расстройства, у которых когнитивный дефицит является основным симптомом. НКР устанавливается, если нарушения когнитивных функций возникают не с рождения или первых лет жизни, а представляют собой ухудшение в сравнении с ранее достигнутым более высоким уровнем интеллектуального развития.

Использование группы НКР в DSM-5 даёт возможность установить приведшие к ним патологические процессы, а часто и этиологию заболевания. Различные заболевания, являющиеся причиной этих состояний, активно изучаются, фиксируются в клинических наблюдениях и рассматриваются при разработке консенсусных диагностических критериев.

 

Критерии DSM-5 этих состояний были разработаны в тесном контакте с группами экспертов по каждой группе заболеваний и максимально соответствуют современным консенсусным критериям для каждого из них. При постановке диагноза также обсуждается использование биомаркеров.

Понятие "деменция" заменяется вновь введённым "большое нейрокогнитивное расстройство", при этом, "деменция" продолжает использоваться при обозначении патогенетических подтипов, где этот термин является стандартным.

DSM-5 выделяется уровень менее тяжёлых когнитивных нарушений, малое нейрокогнитивное расстройство, которому в DSM-IV соответствовал раздел "Когнитивное расстройство неуточнённое". Приводятся диагностические критерии для обоих синдромов, после чего, определяются критерии для их различных этиологических типов.

Термин "деменция" продолжает использоваться в DSM-5 для сохранения приемственности в условиях, когда к его использованию привыкли и врачи и пациенты. В то время, как "деменция" - более применимый термин для описания дегенеративных деменций, которыми страдают преимущественно пожилые люди, термин "нейрокогнитивные расстройства" предпочтителен для описания состояний более молодых людей, например, травматических повреждений головного мозга или последствий ВИЧ-инфекции. При этом, термин НКР более широкий, чем термин "деменция", он может быть использован для описания лиц с выраженными нарушениями в одном когнитивном домене, например "Амнестическое расстройство" из DSM-IV в настоящее время может обозначаться как большое НКР в связи с другим заболеванием, но не как "деменция".

Критерии различных НКР основаны на поражении определённых доменов когнитивных функций. Ниже в таблице приводятся определения каждого домена, примеры симптомов или наблюдения о нарушениях в повседневной активности, а также - способы оценки. Полученные таким образом оценки нарушений когнитивных функций, с учётом указаний для клинически значимых порогов, составляют основу для диагностики НКР, определения уровня и подтипа расстройств.

 


 

Домен когнитивных функций

Примеры симптомов или наблюдений

Образцы оценок

Внимание (сосредоточенное внимание, распределённое внимание, избирательное внимание, скорость обработки информации)

Большое: пациент испытывает трудности в окружении нескольких стимулов (ТВ, радио, речь); легко отвлекается на происходящее вокруг. Не способен сосредоточиться, несмотря на ограничение количества и упрощение стимулов. Трудно удерживать в памяти новую информацию, например, услышанные телефонные номера или адреса, трудности при повторении ранее сказанного. Не способен к устному счёту. Все мысли требуют больше времени, чем обычно, а количество задач должно быть уменьшено или сведено до одной.

Малое: Справляется с заданиями, но для этого требуется больше времени, чем ранее. Появляются ошибки при выполнении привычной работы; чаще, чем ранее, требуется перепроверять сделанное. Думать становится легче, если не мешают различные раздражители (радио, телевизор, разговоры, мобильный телефон, управление автомобилем).

Сосредоточенное внимание: удержание внимания длительное время (например, нажатие кнопки каждый раз, когда звучит определённый тон, в течение длительного периода времени).

Избирательное внимание: удержание внимания несмотря на отвлекающие стимулы и/или раздражители: прослушивание названий цифр и букв с просьбой считать только буквы.

Распределённое внимание: привлечение внимания к двум задачам, которые выполняются одновременно: быстрые постукивания указательным пальцем - "тэппинг" - во время заучивания рассказа, который читает исследователь. Скорость обработки информации может оцениваться по времени выполнения каждого задания (например, времени составления фигур из кубиков; времени сопоставления символов с цифрами; скорость ответа, оценка скорости серии из трёх заданий).

Исполнительные функции (планирование, принятие решений, кратковременная память, ответ при обратной связи/коррекция ошибок, подавление привычек/способность сдерживаться, гибкость мышления)

Большое: отказ от выполнения сложных заданий. Потребность одновременно заниматься только одним делом. Потребность полагаться на других в планировании инструментальных действий по самообслуживанию или принятии решения.

Малое: для выполнения многоэтапных действий. Повышенные трудности при выполнении многоэтапных действий или задания, которое внезапно прерывается появляющимся посетителем или телефонным звонком. Может жаловаться на повышенную утомляемость при необходимости предпринимать усилия по организации, планированию и принятию решения. Пациенты могут сообщать, что им трудно находится среди большого количества людей, поскольку поддержание разговора с несколькими собеседниками требует больше усилий.

Планирование: способность находить выход из запутанной ситуации; выстроить последовательную картину из набора объектов.

Принятие решений: выполнение заданий, требующих принятия решений, выбирая из нескольких конкурирующих альтернатив (например, имитация азартных игр).

Оперативная память: способность удерживать в памяти и обрабатывать информацию в течение короткого времени (например, пополнение списка номеров, повторение серии чисел или слов в обратном порядке).

Обратная связь/исправление ошибок: способность использовать обратную связь, чтобы изменить подходы к решению проблемы.

Способность сдерживаться/контролировать использование стереотипов: способность выбирать более сложное и затратное решение для того, чтобы поступить правильно (например, следуя за указателем, называть цвет слова, а не само слово).

Гибкость мышления/когнитивная гибкость: способность переключаться между двумя концепциями, выполняя задание или, соблюдая инструкции (например, перемещение от цифр к буквам, от вербального ответа к ответу нажатием кнопки, от сложения чисел до перечисления цифр, от сортировки объектов по размеру до сортировки по цвету).

Обучение и память (непосредственная память, оперативная память [включая свободное воспроизведение, узнавание с подсказкой и опознающая память], дальнесрочная память [семантическая; автобиографическая], скрытое обучение)

Большое: повторяется, часто даже в пределах одного диалога. Не может придерживаться короткого списка покупок или составленного плана на день. Требуются частые напоминания, чтобы задание было выполнено.

Малое: испытывает трудности, вспоминая недавние события, увеличивается зависимость от ведения списков, следования календарю. В отдельных случаях, для того, чтобы сохранять в памяти героев фильма или романа, требуются напоминания или перечитывание. Иногда, общаясь с одним и тем же человеком, через нескольких недель может повторяться. Не может отслеживать своевременную оплату счетов.

Примечание: за исключением тяжёлых форм большого когнитивного расстройства, в отличие от кратковременной памяти, семантическая, автобиографическая и процедурная (имплицитная) память остаются относительно сохранными.

Сенсорная память: способность повторять список слов или цифр. Примечание: Сенсорная память часто относится к категории "оперативная память" (см. "Исполнительные функции").

Кратковременная память: оценка процесса кодирования новой информации (список слов, короткие истории или схемы). Аспекты кратковременной памяти, доступные для исследования, включают:

1) свободное воспроизведение (обследуемому предлагается вспомнить как можно больше слов, схем или фактов истории);

2) узнавание с подсказкой (исследователь помогает вспомнить называя категории, к которым относятся слова, например "Перечислите все виды пищи из данного списка" или "Назовите всех детей, о которых упоминалось в рассказе"); и

3) опознающую память (исследователь проводит целенаправленный расспрос — например, "Было ли среди изображений 'яблоко'?" или "Видели ли вы эту схему или рисунок?"). Могут быть оценены и другие аспекты памяти, включая семантическую память (память на факты), автобиографическая память (память на личные события или людей), и имплицитная (процедурная) - обучение (бессознательное приобретение навыков).

Речевые функции (экспрессивная речь [называние предметов, поиск слов, речевая активность, грамматика и синтаксис] и рецептивная речь)

Большое: значительные затруднения в экспрессивной или рецептивной речи. Часто использует общие обозначения "эта вещь" и "вы знаете, что я имею ввиду," предпочитает местоимения существительным. Пациенты с тяжёлыми нарушениями даже могут не вспомнить имена близких друзей или членов семьи. Идиосинкратический язык - использование стандартных слов или фраз непривычным, но значащим образом, грамматические ошибки, спонтанность выводов и экономия слов. Возникает стереотипность речи; эхолалия и автоматическая речь обычно предшествуют мутизму.

Малое: у пациента есть заметные трудности в подборе слов. Может замещать общие термины на специфические. Может избегать использования собственных имён близких. Грамматические ошибки включают незначимые нарушения в использовании предлогов, вспомогательных глаголов и проч.

Экспрессивная речь: Перечисление предметов, которые узнал пациент (поиск предметов или картинок); речевая активность (например, выполнение задания назвать максимальное количество слов: семантическая речевая активность [животные], или фонетическая речевая активность [максимальное количество слов на букву "л"] за 1 минуту).

Грамматика и синтаксис (например, пропуск или некорректное использование предлогов, предлогов, вспомогательных глаголов): частота ошибок, которые наблюдаются в заданиях на перечисление и речевую активность сравниваются с нормами для оценки частоты ошибок; исключаются оговорки.

Рецептивная речь: понимание (поиск названных слов и предметов - задания с поиском одушевлённых и неодушевлённых предметов): выполнение заданий/отдельных действий по устной команде.

Перцептивно-моторные (включает способности, обозначенными терминами зрительное восприятие, зрительно-конструктивные функции, перцептивно-моторные функции, праксис и гнозис)

Большое: испытывают выраженные затруднения в считавшихся ранее обычными, видах действий (включая использование инструментов, управление транспортным средством), ориентированность в знакомой окружающей среде; затруднения чаще возникают в сумерках, когда тени и снижение уровня освещения нарушает восприятие.

Малое: может возникнуть потребность в выборе пути в большей степени полагаться на карты или помощь окружающих. Пациент, чтобы попасть в незнакомое место, смотрит на указатели и спрашивает помощи у прохожих. Может потеряться или пойти в противоположном направлении, если не сосредоточится на выполнении заданий. Меньшая аккуратность при парковке. В действиях, требующих пространственного мышления: работе по дереву, сборке мебели, шитье или вязании требуется больше усилий.

Зрительное восприятие: для выявления зрительных нарушений или игнорирования, связанного с нарушением внимания. Задания на восприятие без моторного компонента (включая, узнавание лиц) требуется узнавание и/или подбор фигур, когда выполнение задания не может быть выражено речью (например, числа не являются объектами); отдельным пациентам требуется знать, является ли число "реальным" или не основано на пространственных характеристиках.

Зрительно-конструктивные функции: действия, требующие координации работы руки и глаза, такие как рисование, копирование, складывание кубиков.

Перцептивно-моторные функции: объединение восприятия с целенаправленными действиями (например, когда необходимо вставить кубики в форму без зрительной подсказки; быстро вставить колышки в доску с отверстиями).

Праксис: совокупность усвоенных движений, таких как способность использовать непроизвольные жесты (помахать рукой на прощание) или изобразить использование предмета по команде ("покажите, как работают молотком").

Гнозис: совокупность восприятия, представлений и узнавания, например, узнавания лиц или цветов.

Социальное узнавание (способность распознавать эмоции и мысли других других людей)

Большое: поведение явно отличается от приемлемых обществом рамок; пациент демонстрирует игнорирование норм пристойности в одежде и поведении, пренебрегает нормами вежливости при обсуждении секса и религии. Чрезмерно активно обсуждает отдельные вопросы, несмотря на то, что окружающие намекают или прямо сообщают о незаинтересованности в них. Поведение пациента ущемляет интересы членов семьи и друзей. Пациент принимает небезопасные решения (например, одевается не по погоде или не по ситуации). Обычно, он не придаёт этому достаточного значения.

Малое: лёгкие изменения поведения и манеры держать себя в обществе, часто описываются как изменения личности, - снижение способности воспринимать социальные сигналы или считывать выражение лица собеседника, снижение самоконтроля или лёгкая и эпизодическая апатия или беспокойство.

Распознавание эмоций: узнавание эмоций на изображениях лиц, на которых приводятся как положительные так и отрицательные эмоции.

Способность распознавать чужие мысли: способность понимать состояние других людей (мысли, желания, намерения) или выполнение заданий с использованием сюжетных картинок: описать изображённых людей, например, "где девочка будет искать потерянную сумку" или "почему этот мальчик огорчён?".

Оценка боли у пациентов, страдающих деменцией*

Пожилые пациенты, страдающие деменцией, на поздних стадиях не могут расказать о боли. При этом, по оценкам исследований, от боли страдают от половины до двух третей пациентов**.
Адекватному контакту с ухаживающими лицами мешают нарушения памяти, внимания и речи, спутанность сознания.

Для оценки боли приходится использовать косвенные признаки: например, изменения поведения пациентов, их реакции на привычные раздражители.

Ниже приводится шкала PAINAD, предназначенная для выявления боли у пациентов с деменцией в условиях стационара/отделения сестринского ухода.

Использование шкалы родственниками пациентов не изучалось.

Необходимо помнить о том, что болевое поведение индивидуальное. Каждый пациент в разной степени реагирует на боль, есть изменения поведения, которые не включены в эту шкалу.
Несмотря на это, шкала остаётся ценным инструментом, чтобы привлечь внимание к тем, кто испытывает дискомфорт, но не может об этом расказать.


Таблица 1                 Шкала оценки боли у пациентов с тяжёлой деменцией (PAINAD)

 
Показатели* 0 1 2 Оценка
Дыхание без вокализации Норма Приступы тяжёлого дыхания. Короткие приступы гипервентиляции Шумное тяжёлое дыхание. Продолжительные приступы гипервентиляции. Дыхание Чейн-Стокса.
Стоны Нет Стоны и вздохи. Односложная речь: жалобы, описание страданий. Повторные тревожные крики/мольбы.
Громкие стоны и вздохи.
Плач.
Выражение лица Улыбка или отсутствие эмоционального выражения лица Печальный, хмурый или испуганный взгляд. Гримаса боли.
Телесные признаки боли Расслаблен Напряжён, раздражён, беспокоен. Резко напряжён, со сжатыми кулаками, подтянутыми к животу коленями. Пациент притягивает к себе или отталкивает исследователя, наносит удары.
Утешаемость Утешать пациента не требуется Отвлекается или успокаивается при помощи слов и прикосновений Невозможно утешить, отвлечь или успокоить

0 баллов — нет боли, 10 баллов — выраженная боль.

*Warden V, Hurley AC, Volicer L. Development and psychometric evaluation of the pain assessment in advanced dementia (PAINAD) scale. J Am Med Dir Assoc 2003; 4:9.

**AGS Panel on Persistent Pain in Older Persons. The management of persistent pain in older persons. J Am Geriatr Soc2002;50(6 Suppl):S205-S224.


по материалам www.nursingcenter.com
Перевод автора сайта

 

 

 

Руководство для ухаживающих лиц по оценке и коррекции
поведения больных с деменцией

В этом пособии описываются отдельные практические подходы по решению проблем с поведением и трудностями в общении, часто возникающим при уходе за пациентами, страдающими деменцией.

Десять подсказок для общения с пациентом, страдающим деменцией

Это не то, с осознанием чего мы родились - мы смогли научиться этому. Совершенствуя навыки общения, ухаживающие лица, испытывают меньше стресса, что положительным образом сказывается на качестве взаимодействия с близкими, которые им так дороги. Развитые навыки общения также будут помогать вам справиться с поведенческими нарушениями, с которыми вы можете столкнуться, ухаживая за пациентом с деменцией.

  1. Сохраняйте положительный настрой при общении.

    Ваши поза и жесты передают ваши чувства и мысли лучше ваших слов. Сохраняйте положительный настрой, разговаривая с вашим близким, проявляйте почтительность и принятие его. Используйте выражение лица, интонацию голоса и прикосновения, чтобы помочь донести информацию и показать ваши чувства.
  2. Привлеките к себе внимание пациента.

    Устраните шум и отвлекающие раздражители - выключите радио и телевизор, завесьте шторы, закройте дверь или перейдите в более тихое помещение.
    Прежде чем говорить, убедитесь, что вас слушают; назовите пациента по имени, представьтесь ему, расcкажите кто вы; чтобы поддерживать внимание, используйте невербальные методы коммуникации.
    Если пациент сидит, опуститесь до его уровня и подlерживайте зрительный контакт.
  3. Произносите фразы внятно.

    Используйте простые слова и грамматические конструкции.
    Говорите медленно, чётко и убедительно.
    Избегайте повышения голоса, громкой речи; вместо этого, делайте акцент понижая голос.
    Если пациент не понимает с первого раза, повторите утверждение или вопрос теми же словами.
    Если пациент по-прежнему не понимает, подождите несколько минут и задайте вопрос снова.
    Используйте имена людей и названия мест, а не местоимения (он, она, они) или аббревиатуры.
  4. Задавайте простые вопросы, на которые легко ответить.

    Задавайте вопросы по одному; лучше те, на которые можно ответить "да" или "нет". Избегайте открытых вопросов или вопросов, предполагающих слишком много вариантов ответа. Например, спрашивайте, "Вы хотите одеть вашу белую или голубую сорочку?" Будет лучше, если вы, задавая вопрос, покажете сорочки, подсказки помогут сделать ваш вопрос понятнее, и пациент легче примет решение.
  5. Слушайте не только ушами, но и глазами, и сердцем.

    Будьте терпеливы, ожидая ответа от своего близкого. Если пациент затрудняется с ответом, можете предложить его.
    Следите за жестами и другими невербальными сигналами, адеватно реагируйте на них. Всегда старайтесь уловить мысли и чувства, лежащие в основе слов.
  6. Помогите пациенту каждое действие разделить на несколько простых этапов.

    Это облегчает решение многих проблем.
    Вы можете поддержать своего близкого, чтобы он делал, то, что может, ненавязчиво напоминайте ему о том, что он запланировал и забыл сделать, помогите советом, чтобы он закончил то, что начал. Визуальные подсказки, например, указать рукой, куда необходимо поставить тарелку, могут быть очень полезны.
    Если пациент ведёт себя грубо, отвлеките и перенаправьте его.
  7. Если ваш близкий становится возбуждённым или раздражительным, попытайтесь устранить причину или отвлечь его.

    Например, попросите о помощи или предложите прогуляться. Важно установить с человеком эмоциональный контакт, перед тем, как вы его о чём-то попросите.
    Можно сказать, “Я вижу, что ты раздосадован — Мне жаль, что тебя что-то так встревожило". Попробуйте предложить пищу.
  8. Говорите с сочувствием и приободрением.

    При деменции часты эпизоды спутанности сознания, тревожности и неуверенности в себе.
    В дальнейшем, у них развивается стойкая дезориентированность, они могут вспоминать события, которых в действительности не было.
    Не спешите разубеждать их. Продолжайте поддерживать иллюзии пациента, словами и действиями обеспечивайте комфорт, поддержку и одобрение.
    Иногда, взять пациента за руку, прикоснуться к нему или обнять и приободрить, поможет наладить с ним контакт, когда у пациента ничего не получается.
  9. Вспоминайте старые добрые времена.

    Воспоминания часто дают пациенту поддержку и утешение.
    Многие пациенты с деменцией не могут рассказать что произошло 45 минут назад, но ясно помнят, что происходило в жизни 45 лет назад. Поэтому, избегайте вопросов, которые обращаются к кратковременной памяти, например, о том, что пациент ел на завтрак.
    Вместо этого, задавайте общие вопросы об отдалённом прошлом пациента - вы получите на них ответ с большей вероятностью.
  10. Сохраняйте своё чувство юмора.

    Всегда, когда это возможно, используйте юмор, однако, не стоит потешаться над пациентом. У пациентов с деменцией социальные навыки, как правило, сохранны и они будут рады посмеяться вместе с Вами.

Нарушения поведения

Значимыми проблемами при уходе за близкими, страдающими деменцией, является изменение их личности и поведения, что встречается часто. Справиться с трудностями вам помогут изобретательность и находчивость, терпение и сочувствие. Эти качества позволят не принимать происходящее как оскорбительное поведение и сохранят у вас чувство юмора.

Прежде чем начать, уясните эти основные правила:
  1. Мы не можем изменить пациента

    Поведение вашего близкого человека определяется его неврологическим заболеванием. Ваши попытки контролировать или поменять их поведение, вероятно, не увенчаются успехом или натолкнутся на сопротивление. Важное замечание: Попытайтесь изменить, а не контролировать поведение. Например, если пациент настаивает, что хочет спать на полу, положите на пол матрас, чтобы сделать ему удобнее.
  2. Всегда помните, что вы можете поменять своё поведение или физическое окружение

    Изменения вашего поведения часто приводят к изменению поведения ваших близких.
  3. Прежде всего, посоветуйтесь с врачом

    Проблемы с поведением могут иметь связь с заболеваниями: возможно, пациента беспокоит боль, или он страдает от побочных эффектов приёма препаратов.
    В ряде случаев, например, при недержании мочи или при галлюцинациях, приём лекарственных препаратов или другое лечение могут помочь в решении проблемы.
  4. Поведение пациента зачастую имеет какую-то цель

    Пациенты с деменцией часто не могут сказать нам, что они хотят или, что им нужно.
    Они могут, по непонятной причине, ежедневно складывать всю одежду в туалете.
    Часто пациенту требуется быть занятым чем-то полезным.
    Попытайтесь понять, какие потребности пациент хочет удовлетворить своим поведением, попытайтесь ему помочь в этом.
  5. Поведение пациента имеет причины

    Важно понимать, что все действия пациента чем-то вызваны - выполняются по какой-то причине. Возможно, пациент делает или говорит, что-то для того, чтобы поменять физическое окружение.
    Ключ к изменению поведения - отказ от созданных нами неверных моделей поведения. Попробуйте различные подходы и различные последовательности действий.
  6. То, что работает сегодня, может не работать завтра

    Многочисленные факторы, вызывающие беспокойное поведение, а также естественное прогрессирование заболевания, являются причиной тому, что меры, эффективные сегодня, завтра потребуется изменить или они будут вовсе неэффективны.
    Ключом к решению сложных проблем с поведением является креативность и гибкость подходов в этом вопросе.
  7. Обратитесь за помощью к другим людям

    Вы не одни - вокруг много людей, которые работают с пациентам с деменцией. Найдите ближайшее геронтологическое учреждение или отделение Ассоциации по борьбе с болезнью Альцгеймера, чтобы заручиться помощью групп, организаций или служб, которые могут облегчить вашу задачу. Будьте готовы к тому, что и у вас и у вашего близкого человека будут "плохие" и "хорошие" дни. Разработайте способы справляться с проблемами в плохие дни (см. пособие по деменции, уходу за пациентами и борьбе с фрустрацией). Ниже приводится обзор наиболее распространённых проблем с поведением, связанных с деменцией и способы их решения, которые могут быть полезны. В конце пособия ссылки на дополнительные источники информации.

Уход из дома

Люди, страдающие деменцией, могут уходить из дома по ряду причин: поскольку испытывают тоску, страдают от побочных эффектов препаратов, что-то или кого-то ищут. Кроме того, они могут пытаться удовлетворить физические потребности, жажду, голод, потребность в физической активности.

Не всегда легко выяснить почему пациент уходит, но знание о возможных причинах даёт информацию, как их устранить.

  • Выделите время для регулярных физических упражнений, чтобы уменьшить беспокойство.
  • Подумайте о возможности установить новые замки, которые открыаются ключом.
  • Установите замок на двери выше или ниже привычного уровня; многие пациенты с деменцией не замечают того, что не находится на уровне глаз. Учитывайте возможность пожара и другие аспекты безопасности всех членов семьи; открывание замков не должно быть сложным для других членов семьи и занимать более нескольких секунд.
  • Попробуйте замаскировать дверь занавеской или полоской цветной ткани. Могут помочь знаки "стоп" или "не входить".
  • Постелите перед входом чёрный матрас или окрасьте пол чёрной краской, это может вызвать у пациента иллюзию непреодолимого препятствия.
  • Используйте безопасные для детей пластиковые протекторы на ручки двери.
  • Возможно, стоит установить систему безопасности и видеонаблюдения, для того, чтобы быть в курсе, что происходит с пациентом, страдающим деменцией. Также доступны новые цифровые устройства, которые могут надеваться как часы или крепиться на поясе, они использую глобальную систему позиционирования (GPS), или другие технологии, чтобы контролировать перемещение пациента и найти его, если он потеряется.
  • Если у пациента спутанность сознания, держите от него подальше вещи, необходимые, когда он выходит за порог: одежду, кошелёк или очки. Некоторые пациенты не выйдут из дома без отдельных вещей.
  • Нашейте на одежду пациента бирки с адресом, наденьте ему браслет с этой информацией.
  • Всегда держите под рукой недавнее фото пациента, чтобы дать объявление, если он потеряется. Позаботьтесь о том, чтобы копия файла с фото была в отделении полиции.
  • Сообщите соседям, что ваш близкий может уйти, убедитесь, что у них есть ваш телефон.

Недержание

С прогрессированием деменции, пациенты часто утрачивают контроль над мочеиспусканием и дефекацией. Иногда, эпизоды недержания провоцируются внешними факторами, например, пациент не может вспомнить, где находится ванная и не может вовремя попасть туда.
Если пациент не справился с физиологическими отправлениями, сострадание и поддержка помогут ему сохранить достоинство и уменьшит чувство неловкости.

Пусть у вас будет определённый распорядок посещения туалета. Каждые два часа напоминайте близкому о необходимости сходить в туалет или проводите его туда.
Установите режим приёма жидкости, чтобы быть уверенным, что он не будет обезвожен.
Помните о том, что некоторые напитки (кофе, чай, кола или пиво) могут оказывать более выраженное мочегонное действие по сравнению с другими.
Ограничьте потребление жидкости вечером перед сном.

Используйте указатели (с иллюстрациями), чтобы обозначить маршрут в туалет. Чтобы пациенту было легче справлять нужду, в спальной на ночь можно оставить туалетное кресло-стул. Он продаётся в ортопедических салонах. В супермаркете или в аптеке можно купить урологические прокладки или подгузники. Существуют лекарственные препараты, которые назначает уролог.

Используйте одежду на липучках, которую легко одеть. Позаботьтесь о том, что одежда пациента легко стиралась.

Ажитация

Частое состояние для пациентов с деменцией, когда эмоциональное напряжение вызывает бесконтрольную потребность двигаться.
У пациентов могут развиваться раздражительность, бессонница, вербальная и физическая агрессия.
Как правило, тяжесть симптомов усиливается с каждой стадией деменции, от лёгких до более тяжёлых форм.

Ажитация может быть спровоцирована различными факторами, включая внешние раздражители, страх и усталость.
Чаще всего, ажитация провоцируется попытками "контролировать" пациента.

Устраните шум, суету, попросите лишних покинуть комнату пациента.

Сохраняйте распорядок дня, выполняя одни и те же процедуры.
Позаботьтесь о том, чтобы предметы утвари и мебель всегда были на своих местах.
Привычные предметы обихода и фотографии создают у пациента чувство безопасности, и могут быть источником приятных воспоминаний.

Уменьшите потребление кофеина, сахара и других видов пищи, которые могут провоцировать возбуждение.

Чтобы уменьшить ажитацию, попробуйте лёгкие прикосновения, успокаивающую музыку, чтение или прогулки. Говорите мягким, успокаивающим голосом. Не пытайтесь удерживать пациента во время ажитации.

Держите подальше предметы, которые могут представлять опасность.
Позволяйте пациенту делать самостоятельно то, с чем он может справиться, - дайте возможность сохранять независимость и ухаживать за собой.

Признайте право пациента со спутанным сознанием на злость в связи с утратой контроля над собственной жизнью.
Скажите ему, что вам понятна его растерянность. Отвлеките пациента едой или займите его чем-то. Создайте условия, чтобы пациент забыл о тревожащем происшествии.
Возражения пациенту со спутанным сознанием только усилят его тревожность.

Повторные высказывания и действия (персеверации)

Люди с деменцией часто повторяют слова, действия и вопросы снова и снова. Несмотря на то, что эти нарушения поведения обычно безопасны для пациента с деменцией, они могут тревожить и быть источником стресса для ухаживающего лица. Иногда, нарушения поведения провоцируются тревогой, усталостью, страхом или внешними факторами.

Окружите пациента уверенностью и комфортом, как при помощи слов, так и при помощи прикосновений. Попробуйте отвлечь пациента едой или займите его чем-то. Избегайте напоминать пациенту о том, что он уже задавал это вопрос. Попытайтесь не обращать внимания на поведение или вопросы, а вместо этого, переключите внимание пациента на пение или помощь вам в уборке по дому.

Не обсуждайте с пациентом со спутанным сознанием отдалённых планов. Сообщайте только перед событием.

Вы можете разместить метки на кухонном столе, например "Ужин в 18:30" или "Лиза приходит домой в 17:00", для устранения тревоги и чувства неопределённости при ожидании событий.

Научитесь распознавать отдельные виды поведения. Состояние возбуждения или отвлекаемость при одевании, например, может указывать на то, что пациенту нужно в туалет.

Паранойя

Нездоровое восприятие нейтральных событий: подозрительность, ревность, тревожность, вызывающие беспокойство.

Запомните, что переживания, о которых вам расказывает пациент, для него более чем реальны. Лучше всего не возражать или согласиться. Поскольку, это только один из признаков деменции, постарайтесь не воспринимать это лично.

Если пациент со спутанностью сознания считает, что у него "пропали" деньги, разрешите ему иметь небольшое количество денег в кошельке или сумке, чтобы их было легко контролировать.

Помогите ему найти "пропавший" предмет, а затем отвелеките на другие занятия. Постарайтесь запомнить, где чаще всего находятся вещи, которые пациент теряет, какие вещи он чаще "теряет". Постарайтесь не ругать пациента. Найдите время, чтобы объяснить другим членам семьи и близким, что подозрительность является частью болезни - деменции.

Попробуйте использовать невербальный контакт: прикосновения или объятия.

Сдерживайте свои чувства, постарайтесь не обвинять пациента, приободрите его. Вы можете попробовать сказать: "я вижу, что это тревожит тебя; позволь мне быть рядом и я не допущу, чтобы случилось что-то плохое".

Бессонница/Беспокойство в вечернее время

Ажитация, дезориентированность и другие виды беспокойного поведения у людей с деменцией часто усиливаются в конце дня и иногда продолжаются всю ночь.
Эксперты считают, что такое поведение, которое обычно называется вечерняя спутанность, имеет несколько возможных причин: накопившаяся за день усталость, изменения суточного ритма, в результате чего, пациенты путают день и ночь.

Проводите день более активно, в том числе, за счёт физических упражнений. Пресекайте праздное времяпровождение.

Отслеживайте погрешности в диете, такие как употребление сахара, кофеина, фаст-фуда.
Запретите эти продукты или ограничьте их использование первой половиной дня.
Запланируйте приём небольшого количества пищи в течение дня, включая лёгкую пищу, например, половину бутерброда перед сном.
Организуйте день так, чтобы вторая половина дня и, в особенности, вечер, были спокойными; при этом важны спокойные занятия.
Возможны следующие виды активности: прогулки на улице, простые - карты или лото, прослушивание спокойной музыки вместе.

Если вы включите свет до заката и занавесите шторы в сумерках, чтобы пациент не видел тени, это может помочь уменьшить спутанность сознания.
Оставьте на ночь свет, хотя бы в комнате пациента, коридоре и санузле.
Убедитесь, что в доме безопасно: установите ограждение перед лестницей, закройте дверь на кухню и уберите опасные предметы.
Наконец, посоветуйтесь с врачом о препаратах, которые могут помочь пациенту расслабиться и уснуть.
Будьте внимательны: снотворные и транквилизаторы могут решить одну проблему, создав другие, - восстановить ночной сон, но в дневное время - усилить спутанность сознания. Важно, чтобы вы, ухаживающее лицо, тоже высыпались.

Если "ночная жизнь" вашего близкого не даёт вам спать, попросите друзей или родственников, наймите кого-то для того, чтобы дать вам выспаться. Может помочь сон урывками в течение дня.

Кормление/рацион

Важно быть уверенным, что ваш близкий получает достаточное количество питательных веществ и жидкости. Люди с деменцией буквально начинают забывать о том, что нужно есть и пить.
Причиной трудностей могут быть проблемы с зубами, приёмом препаратов, снижающих аппетит или изменяющих вкус пищи.
Последствия нарушений питания могут быть различными, включая потерю массы тела, раздражительность, бессонницу, нарушения мочеиспускания и дефекации, а также дезориентированность.

Включите в расписание время приёма пищи и перекусы, придерживайтесь режима ежедневно. Вместо трёх больших приёмов пищи, попробуйте сделать пять или шесть. Выделите особое время для приёма пищи.

Попробуйте украсить трапезу цветами или красивой музыкой. Выключите телевизор и радио, если они создают громкий звук.

Самостоятельный приём пищи важнее соблюдения всех правил этикета за столом. Виды пищи, которые едят руками, позволяют пациенту сохранять независимость. Порежьте и приправьте пищу. Попробуйте использовать соломинку или детскую кружку-поильник, когда пациенту станет трудно держать стакан.
Помогайте пациенту только если это действительно необходимо, предоставьте ему достаточно времени.
Находитесь рядом с близким и ешьте вместе с ним. Он сможет повторять ваши действия. Совместный приём пищи гораздо приятнее.
Приготовьте пищу вместе со своим подопечным.

Если у него есть зубные протезы, или он испытывает трудности с жеванием и глотанием, используйте мягкую пищу или измельчите продукты.
Если жевание и глотание являются проблемами, попробуйте легко подвигать подбородок пациента, имитируя жевание или легко поглаживайте по передней поверхности шеи, инициируя глотание.

Если снижение массы тела становится проблемой, используйте между приёмами пищи высококалорийные закуски.
Предпочтительны продукты для завтрака, богатые углеводами.
С другой стороны, если есть проблема с избыточной массой тела, не используйте высококалорийные продукты.
Вместо этого, обеспечьте пациента фруктами, нарезанными овощами и другими низкокалорийными закусками.

Гигиенические процедуры

Люди, страдающие деменцией, часто испытывают трудности с соблюдением правил гигиены: чисткой зубов, посещением туалета и ванной, регулярной сменой одежды. С детства мы привыкли считать эти вещи очень личными; оказавшись раздетыми, когда их моет другой человек, они могут чувствовать себя напуганными, смущёнными и оскорблёнными. Вследствие этого, мытьё является источником стресса, как для пациента, так и для лица, ухаживающего за ним.

Подумайте, к чему привык ваш близкий - ему нравится ванна или душ?
Утром или ночью?
Любит ли близкий, чтобы волосы мыли дома или в парикмахерской?
Какие ароматы, гигиенические средства или пудру она использует?
Приободряйте - насколько это возможно - некоторую помощь могут оказать сохранившиеся у подопечного привычки и навыки.
Помните, что не обязательно принимать ванну ежедневно, два раза в неделю - вполне достаточно.

Если ваш близкий человек всегда был скромным, укрепите ощущение безопасности, убедившись, что двери и занавески закрыты. В душе или ванной закройте пациента полотенцем, убирайте полотенце только с того участка тела, который моете.

Держите наготове полотенце, халат или другую одежду, когда пациент выйдет. Оцените что происходит вокруг: температуру в комнате, температуру воды (пожилые люди более чувствительны к жаре и холоду), освещение.

Хорошей идеей является использование приспособлений, обеспечивающих безопасность: противоскользящих ковриков для ванной, поручней, сидений для ванной и душа.
Рожок для душа, который можно держать в руках, также может быть неплохим дополнением.

Запомните, люди часто боятся падения. Помогите пациенту почувствовать себя в безопасности в душе или в ванной.

Никогда не оставляйте пациента с деменцией без присмотра в ванной или в душе. Заблаговременно подготовьте душевые принадлежности.
Помогая пациенту принять ванну, для начала потрогайте воду. Покажите подопечному, что вода тёплая - для этого можно вылить чашку воды на ладонь или на ноги.

Если сложно вымыть волосы, делайте это отдельно от общей процедуры мытья, или используйте сухой шампунь.

Если мытьё в ванной или душе сопровождается повышенным риском получения травм, более безопасной альтернативой может быть обтирание полотенцами. Мытьё в постели традиционно используется только у наиболее ослабленных пациентов, прикованных к постели.
Пациента быстро намыливают в постели, ополаскивают водой из кувшина и вытирают полотенцами.
Всё больше медицинских сестёр, работающих с пациентами, как в стационарах, так и амбулаторно, начинают понимать значение и возможность использования обтирания для пациентов, включая пациентов с деменцией, которым мытьё в ванной или душе кажутся неудобными или неприятными.
При обтирании используется большое банное полотенце, мочалки обмакиваются в пластиковую ёмкость с тёплой водой и моющим средством, не требующим смывания. Для того, чтобы укрыть пациента, необходимы большое банное полотенце, сухое и тёплое, в то время, пока пациента обтирают мочалками.

Другие затруднения

Большинство пациентов с деменцией имеют трудности с одеванием.
Используйте удобную одежду с податливыми молниями, липучками и минимумом кнопок, которую легко надеть.
Уменьшите трудности пациента при снимании одежды, когда он посещает туалет.
Обычным делом является то, что пациенты с деменцией продолжают надевать на себя вещи, даже когда они полностью одеты.
Для того, чтобы облегчить одевание пациента, сделать его более независимым, складывайте вещи одну за другой по порядку, в котором их необходимо надеть.

Уберите грязные вещи из комнаты. Не перечьте, если пациент настаивает на том, чтобы надевать одну и ту же вещь.

С прогрессированием деменции могут возникать галлюцинации (состояние, когда пациент видит и слышит вещи, не видимые для других) и бред (ложные представления, такие как мысли о том, что кто-то пытается нанести им вред или убить кого-то). Комментируйте ситуацию ненавязчиво, избегайте спорить или пытаться переубедить пациента в ложности его представлений.
Позаботьтесь о хорошем освещении, для того, чтобы не было теней, убедите пациента, что движение штор связано с потоками воздуха, а громкий шум - это звук самолёта или сирены.
Полезно отвлечь пациента.
Нужны ли для решения проблемы назначать лекарства, зависит от тяжести симптомов. Посоветуйтесь с врачом.

Со временем у пациента может появиться неадекватное поведение с сексуальной окраской, такое как мастурбация или раздевание в публичных местах, появиться непристойные замечания, даже сексуальное агрессивное поведение. Запомните, такое поведение вызвано болезнью пациента. До появления таких форм поведения, разработайте меры, например, решите, что вы скажете или сделаете, если пациент будет делать это дома, при близких, друзьях, ухаживающих лицах.

Попытайтесь выделить факторы, провоцирующие такое поведение.

Вспышки вербальной агрессии: проклятия, осуждения, часто являются выражением гнева и усталости.
Реагируя на них, сохраняйте спокойствие и рассудительность. Попытайтесь принять чувства своего подопечного, а затем отвлечь или перенаправить его внимание на что-то другое.

"Хождение по пятам"
когда пациент с деменцией подражает движениям ухаживающим или постоянно говорит, задаёт вопросы и перебивает его.

Как и ночная спутанность, это поведение часто возникает в конце дня и может раздражать ухаживающих лиц.
Сделайте жизнь пациента спокойнее при помощи слов или жестов.
Также могут быть полезными отвлечь или перенаправить пациента. Обеспечивая пациента занятиями, например, складывание белья для стирки, вы поможете ему чувствовать себя нужным и полезным.

Пациенты с деменцией могут стать несговорчивыми, начать противиться повседневным отправлениям: мытью, одеванию, кормлению. Часто это бывает ответом на ощущение контроля, обеспокоенность или затруднения в связи с тем, что вы у них спрашиваете.
Разделите каждое задание на этапы и уверенным голосом разъясните пациенту каждый шаг, запланированный вами.
Позаботьтесь, чтобы у пациента было достаточно свободного времени. Найдите возможность, дать им реализоваться, или делать то, что они могут.

Несмотря на большое количество возможных проблем, важно помнить, нарушения поведения, чаще всего защитные приспособления, чтобы справиться с ухудшающейся функцией головного мозга. Не подлежит сомнению, что такое поведение доставляет ухаживающим лицам серьёзные проблемы.


по материалам www.caregiver.org
Перевод автора сайта