Семь заповедей пациента
1. Не верь:
вся медицина - сменяющие друг друга заблуждения, и то, что говорит тебе врач, - с 95% вероятностью - враньё. До самой середины прошлого века врачи пациентам больше вредили, чем помогали. Подвергай сомнению всё, что услышишь от врача, и пусть врач знает, что ты сомневаешься.
2. Не бойся:
врачи часто попусту запугивают. Ты можешь не дожить до последствий курения и злоупотребления алкоголем, крайне вероятно не будешь тем, у кого из-за отказа от приёма статинов возникнет полная закупорка сосудов, зато откажешься от многих удовольствий и всю жизнь будешь работать на таблетки, если начнёшь делать так, как рекомендовал врач.
3. Не плати:
большинство врачей в нашей стране получило самое дорогостоящее высшее образование бесплатно, средняя зарплата в медицине в два раза больше, чем средние зарплаты по стране, и сталинское: «Хорошего врача народ прокормит, а плохому так и надо».
Подготовка после получения диплома не стоит ничего: журналы никто не выписывает, все необходимые статьи и книги есть в интернете бесплатно, учёба оплачивается работодателем.
В узких специальностях, типа стоматологии, курсы на которых выдаются сертификаты, "отбиваются" многократно расширением набора услуг и повышением их стоимости. В сложных специальностях, типа неврологии или гематологии, дополнительное обучение врача не даёт гарантированного повышения качества его работы. Например, курсы по ведению пациентов с деменцией не научат врача вылечивать деменцию.
Если врач сделал для вас что-то выдающееся, не стоит сильно тяготиться тем, что ты его должник: второй раз так хорошо у врача вряд-ли получится, а ты точно в такую сложную ситуацию больше не попадёшь. Качественно выполненная работа - достаточная награда для хорошего врача.
Коммерческие клиники - аттракцион, сначала вызывающий, а затем - устраняющий тревогу. Не стоит за него платить.
Отдавайте предпочтение бесплатной медицинской помощи, получая которую, "выжимайте" из врачей всё, что вам нужно.
Разумеется, оплата консультации предполагает в дальнейшем бесплатное решение возникающих в последствии вопросов, непосредственно или отдалённо связанных с причиной обращения. Если вы страдаете хроническим заболеванием, или просто курс лечения длительный - все консультации после приёма включены в стоимость.
Желательно платить один раз - если/когда выздоровеете.
4. Стань для своего врача самым важным пациентом:
расскажи о своих заслугах и знакомствах (особенно в медицинской администрации и контролирующих организациях, неплохо обозначить близость и к силовым ведомствам; придти в парадной военной форме с наградами - "топ").
Менее надёжно - хвалить врача, создавая уверенность, что вылечить вас - апогей его профессиональной деятельности, и только он может решить вашу проблему, и должен это сделать, посрамив коллег, у которых ранее это не получилось.
Во время и после визита максимально занимай время и пространство врача: попросили написать - позвони, попросили позвонить - приди на приём, попросили придти на приём - встреть по дороге домой.
5. Контролируй каждое действие врача:
врачебные ошибки чрезвычайно часты.
Действуя по заученным алгоритмам, врач совершает ошибки снова и снова, особенно, когда времени подумать недостаточно. Здесь сложно переоценить важность контроля каждого этапа работы врача (как и любого другого специалиста: строителя, электрика, автослесаря). Проблем с реализацией никаких нет: ни один хороший врач не позволит себе игнорировать ваши уточняющие вопросы и замечания. Благодаря вашему личному опыту, опыту близких, научно-популярной медицинской литературе и блогерам, фильмам и сериалам вы знаете, как надо.
Лайфхак напоследок: сложно добиться своего, общаясь с врачами один на один, у них на всё есть готовый ответ. А вот когда делегация будет больше, реагировать на все вопросы и замечания врачу станет сложнее, он обязательно будет сбиваться и вы увидите его слабые стороны. Примитивно, но работает безотказно: чтобы лучше контролировать врача - приходите на приём толпой.
6. Всегда получай то, зачем пришёл:
если твои планы будут нарушаться по мелочам, конечного результатам не видать.
Не позволяй вносить коррективы в свои замыслы: пришёл "проверить голову", не соглашайся с тем, что определить тип головной боли достаточно знать жалобы и течение заболевания, - требуй проведения МРТ головного мозга, ведь ты на приёме, чтобы пройти обследование.
7. Перепроверь:
Собирай мнения врачей и знакомь автора каждого последующего с предыдущими (разумеется, только после того, как он озвучит своё).
Изучи инструкцию каждого назначенного препарата, а также отзывы пациентов, которые принимали это лекарство. Попытайся узнать о возможных взаимодействиях лекарств между собой и с пищей.
Не грешно повторно потребовать от врача разъяснений, если у вас сложилось ощущение возможной опасности лечения. Настоящий врач никогда не откажет.
Вы всё это уже знаете и всегда так делаете? Не удивляйтесь тому, что приходится бегать по кругу. У доктора тоже есть свои интересы и воля их защищать.